Полгода никак не мог найти время и желание на написание данной статьи, но всё же пора...
Аккумулятор Acer AS07B51 от ноутбука 2008 года выпуска. Оригиналов в продаже нет уже лет десять. Нууу, как нет, у нас -- есть ))) Один последний остался... Храним и бережём на "чёрный день" или на случай, если у клиента оригинальная батарея утеряна. Хранение обычно не добавляет литиевым аккумуляторам здоровья, но этот экземпляр чувствует себя бодрячком, да и мы периодически его "взбадриваем" )))
Но в данной статье пойдёт речь не о нём, а о восстановлении батареи с планируемым довольно значительным "апгрейдом" в виде увеличения ёмкости раза в полтора... Но в этот раз всё оказалось не так-то и просто...
Итак, вскрыть батарею удалось практически идеально. Это характерно для большинства батарей того времени. Современные батареи не столь дружелюбны для ремонтника...
Причина неисправности видна невооружённым взглядом -- некоторые элементы питания "потекли". Батарея собрана по схеме 3s2p -- три последовательных пары батарей. На одной паре напряжение 1.25В, на остальных -- по нулям.
Выводы от аккумуляторных элементов выполнены в данном случае довольно толстой лентой, которая, как ни странно, отлично оторвалась без какой-либо значительной деформации. Было принято решение не выгибать контактные выводы из новой ленты, а использовать старые, если уж они так замечательно демонтировались.
Клиент попросил сделать батарею максимально ёмкой, поэтому для ремонта будем использовать качественные оригинальные аккумуляторные элементы LG MJ1 номинальной ёмкостью 3500мАч.
Учитывая, что ячейки будут свариваться попарно, то теоретическая ёмкость батареи должно быть 3500*2=7000мАч. Однако, реальная ёмкость будет всё же ниже, ведь рабочий диапазон напряжений аккумуляторных элементов при работе в аккумуляторной батарее ноутбука будет у`же, чем при лабораторных измерениях, да и токовая нагрузка в ноутбуке будет выше. При определении ёмкости аккумуляторной ячейки в лабораторных условиях берутся параметры из технической документации, а именно нижнее значение напряжения -- 2,6В, верхнее -- 4.2В, зарядка и разрядка током 500мА, остановка зарядки при уменьшении силы тока до 20мА (указанные значения могут быть немного различными для разных моделей аккумуляторных ячеек). При работе в ноутбуке же, нижнее напряжение на ячейках обычно устанавливается в 3.2-3.4В, а зарядка останавливается когда график "ёмкость-время" перестаёт быть линейным. Но, опять-таки, это всё в теории, на практике может быть и по-другому.
Свариваем.
Итак, сварка произведена.
После этого было проведено восстановление работоспособности управляемого предохранителя. Предохранитель после этого будет полностью выполнять свои функции и в случае возникновения аварийной для батареи ситуации успешно пережжёт дорожку из припоя.
Батарея собрана, производим перепрограммирование контроллера MAX1781.
Для начала вбиваем максимальное значение ёмкости, которое, как выяснили выше, для данных аккумуляторных элементов составит 7000мАч. После определения реального рабочего диапазона ёмкости получившейся батареи будет произведена коррекция значения FCC (ёмкость полной зарядки)
И вот тут нас ожидал первый неприятный сюрприз. Не то, чтобы мы его не ждали, но очень надеялись обойтись без этого... Дело в том, что для контроллера MAX1781 значение ёмкости в 7000 оказалось запредельным для понимания и контроллер визуально остановил «набор» ёмкости при достижении значения в 4700мАч (50760мВт*ч / 10,8В = 4700мАч), при этом напряжение на ячейках едва превысило 4,0В, а суммарное напряжение батареи -- 12,018В из 12,6В целевых.
Однако, зарядка батареи на этом не остановилась. Батарея продолжала набирать свою ёмкость, но по-прежнему отображала всего лишь 50760мВт*ч. Через полчаса напряжение батареи уже выросло до 12,298В и продолжало расти.
И только через час рост напряжения, а, стало быть, и зарядка, остановились.
Мы решили, что «зависание» значения ёмкости на 100% на час при зарядке и разрядке будет для Клиента весьма некомфортным и решили попробовать другие варианты контроллеров, благо подобных разобранных батарей у нас целый ящик. Выбор пал на плату с контроллером bq20z75. Расположение контактов немного не совпало с предыдущей платой, но это не критично -- соединили проводами.
После установки максимальной проектной ёмкости в 7000мАч видим изменение значения максимальной ёмкости зарядки (FCC) до 6805мАч, что не может не радовать. Не хочется грузить статью теорией, но у контроллеров TexasInstruments с маркировкой BQxxZyyy, т.е. с буковой "Z" в середине, максимальная ёмкость изменяется и измеряется динамически, основываясь на внутренних алгоритмах и "убеждениях". Вот и в данном случае контроллер предположил, что ёмкость батареи будет 6806мАч.
Но как мы заблуждаааалить.... После нескольких циклов зарядки-разрядки ёмкость остановилась на значении 53724мВт*ч (4975мАч). При этом аккумуляторные элементы заряжались практически до эталонных 4.2В, а разрядка останавливалась рановато, на 3,4В.
Мы перепробовали ещё три-четыре варианта плат, но результат это не улучшило. Тогда по согласованию с Клиентом было решено перейти на более дешёвые аккумуляторные ячейки LiitoKala HG2 3000мАч и остановиться на максимальной ёмкости зарядки в 53724мВт*ч. Итак, свариваем ЛиитоКалу.
В этот раз на новых контактных полосках. Ну и ввиду того, что батарея эта нас уже изрядно утомила, а время на её ремонт уже в разы превысило все допустимые и разумные рамки рентабельности, было решено не изгаляться с выгибанием контактных лент, а просто сварить элементы с выступающими контактными площадками, к которым потом припаять силиконовые провода нужного сечения.
Получилось вполне симпатично.
После 5-6 циклов зарядки-разрядки было решено оставить как есть.
Осталось склеить корпус батареи.
Получилось вполне аккуратно и не сильно заметно, что батарею вскрывали.
Осталось только приклеить наклейку с результатами ремонта и выдать Клиенту.
На этот раз всё, о других интересных случаях при ремонте аккумуляторных батарей ноутбуков будем писать ещё статьи )))
Всем успехов!